Заказчики очень точно представляли себе, каким должен быть их новый дом — с тремя спальнями, кабинетом, игровой комнатой для ребят, просторной гостиной, с большими окнами и открытой верандой.
Несмотря на то, что супруги располагали довольно ограниченной суммой, которую они могли себе позволить истратить на возведение жилища, мы взялись за выполнение этого заказа. И закончили строительство дома, уложившись в цену около 24 000 руб/м3, которая является рекордно низкой для нашего региона. Так каковы же пути экономии?
По опыту работы нашего архитектурного бюро, рациональная планировка является наиболее важной составляющей, определяющей в конечном итоге стоимость строящегося дома — чем меньше избыточность в планировке, тем дешевле. Так и в доме молодых супругов, где это было возможно, мы уменьшали площадь отдельных полностью изолированных помещений.
Простые лаконичные формы и выступающий над крышей верхний этаж, где расположен рабочий кабинет, придают фасаду законченный и элегантный вид. Связывает дом и участок массивный цокольный этаж с горизонтальной обшивкой.
Например, в нашем проекте не предусмотрено отдельной столовой, гостиной и семейной комнаты, и даже отдельной ванны для хозяев. Вместо этого в главном зале, расположенном в центральной части дома, кухня, зона столовой и гостиная объединены, что позволило отказаться от коридоров. Таким образом мы сократили общую площадь дома до минимально необходимой, не уменьшая при этом полезную площадь и доступность функциональных зон, которые определяют комфорт и удобство проживания.
Дом в плане не имеет ни острых углов, ни скруглённых стен, а представляет собой несколько сложенных вместе правильных прямоугольников. Самый маленький из них, который выступает на южной стороне дома, расширяет пространство, выделенное на основном жилом этаже под прихожую и столовую. Кроме того, выступ среднего прямоугольника ограничивает на уровне цокольного этажа место для крытой автостоянки и служит основанием для открытой веранды перед гостиной.
Планировка дома получилась очень простой и понятной (см. рисунок). При её разработке мы старались избавиться от затенённых углов, скругленных стен и лишних перегородок.
По своей форме строение в плане представляет собой на уровне основного жилого этажа удлинённый прямоугольник размерами 4,8x15 м, с небольшой прямоугольной пристройкой, добавленной для расширения прихожей-столовой. Величина основных пролётов выбрана такой, чтобы для перекрытий и стропил крыши максимально использовать несущие деревянные балки стандартных размеров.
Благодаря большим окнам, которые выходят на открытую веранду, из столовой и гостиной открывается прекрасный вид. Фото по стрелке А на плане.
Кроме того, мы постарались максимально рационально использовать естественный уклон участка и частично врезали в холм нижний — цокольный — этаж дома. Такое решение позволило нам сделать наружные стены нижнего этажа заодно с фундаментом и ещё немного сэкономить на этом. Вместо полноценного гаража мы ограничились стоянкой для автомобиля, крышей которой служит удлинённый свес основной крыши дома на южной его стороне. И это также внесло свой существенный вклад в экономию средств, имевшихся в нашем распоряжении.
Наружная отделка дома
Наружная отделка дома — предельно простая, но тщательно продуманная, с подчёркнуто симметричными деталями. Мы намеренно отказались от традиционных архитектурных элементов украшения фасадов в виде фризов, ниш, обрамляющих проёмы декоративных наличников и карнизов.
В качестве материала для наружной обшивки верхних жилых этажей дома мы использовали обычную фанеру Т-1111, которая имеет ряд декоративных канавок, расположенных с шагом 300 мм. Чтобы подчеркнуть рисунок отделки, в вертикально расположенные канавки были вклеены узкие деревянные рейки, которые сделали его более выразительным и рельефным.
Шаг вертикальных рельефных линий отделки (300 мм) стал основным базовым модулем в определении размеров и мест расположения на фасаде дома всех основных архитектурных деталей. Ширина оконных и дверных проёмов, просветы между ними, расстояния между выпусками стропил на свесах крыши и ширина свободных участков стен — все эти размеры кратны 300 мм. Такой приём позволил привязать вертикальный рисунок отделки наружных стен к основным архитектурным деталям фасада и сделать его симметричным по отношению к ним.
В результате, несмотря на полное отсутствие каких либо архитектурных украшений, фасады дома получились удивительно гармоничными и выразительными.
Цокольный этаж дома отделан обычными обрезными досками сечением 25x300 мм, заготовленными на местной лесопилке из белой сосны и нашитой внакрой. Мы заказали доски заранее и, пока собирали каркас, подсушили их на открытом воздухе. Такие же сосновые доски пошли и на всю внешнюю отделку цокольного этажа, включая небольшие односкатные навесы над окнами. В этом был свой смысл.
Секрет элегантности и симметрии наружной отделки дома кроется в использовании специальной фанеры, в вертикальные канавки которой с шагом 300 мм вклеены декоративные рейки. Оконные рамы и горбыльки переплёта установлены вровень с ними. Фото по стрелке Е на плане.
Мы надеемся, что оправдается присказка — местная древесина в «родных» условиях лучше противостоит атмосферным воздействиям. Наверное, отделка из привозного дуба выглядела бы ничуть не хуже, но нас остановили его цена и дополнительные затраты на доставку.
Нашитые внакрой доски в углах запилены на ус, что подчеркивает массивный и мощный профиль обшивки. Чтобы соединения на ус со временем не разошлись, очень важно было максимально высушить древесину, а стыки, не проклеивая, сбить гвоздями.
К настоящему времени дом простоял уже 1,5 года, и пока все стыки остаются плотными. Кроме переплётов и наличников окон и дверей, все детали наружной отделки—обшивка стен, балки, подкосы, выпуски стропил и элементы свесов крыши — просто окрашены обычными эмалями для наружных работ. Это тоже позволило добиться существенной экономии.
В общей сложности сумма затрат на материалы и выполнение работ по наружной отделке оказались почти вдвое меньше, чем при традиционной для наших мест отделке дома гонтом из кедра или красного дерева.
Внутренняя отделка дома
Внутренняя отделка дома также выполнена без излишеств. Все помещения общего пользования, включая отгороженную не доходящими до потолка перегородками-ширмами кухню, зону столовой и гостиной, расположенные в главном зале в центре дома, имеют просто оштукатуренные и окрашенные в один тон стены. Выделяются своей отделкой здесь только потолочные балки (затяжки стропильных ферм), лестница, стойки-витрины со скамейкой, которые отделяют зону столовой от прихожей, и вынесенный в зону столовой кухонный стол-«островок».
Все зоны общего пользования сосредоточены в самом большом помещении, расположенном в центральной части дома, что избавило от потери полезной площади на коридоры и проходы. Полы, лестница и балки стропильных ферм облицованы дубом. Фото по стрелке D на плане.
Пожалуй, самым эффектным и привлекательным элементом интерьера центральной части дома является лёгкая воздушная лестница, которая ведёт на второй этаж. Благодаря отсутствию у неё подступенков, она не препятствует дополнительному освещению большого помещения через остеклённую дверь и окно, расположенные на северной стороне дома.
Чёткие и законченные линии лестницы создают обманчивое впечатление простоты её конструкции. На самом деле, выпущенные из стен консоли, опирающиеся на них балки верхней площадки, а также и наклонные тетивы собраны из двух сложенных вместе досок сечением 25x250 мм, между которыми в пазах скрыт стальной каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Нижние балки стропильных ферм (затяжки), которые несут крышу над центральным залом, мы обшили дубом. Он гармонично сочетается с цветом и текстурой настила пола и деталей лестницы. Правда, мы не смогли найти дубовые доски автоклавной сушки необходимой нам длины (4,8 м). Поэтому пришлось использовать доски длиной 2,4 м, сращивая их по длине.
Чтобы снизить общую стоимость строительства дома, некоторые упрощения потребовалось внести и в его инженерное оборудование, отдавая предпочтение качественным и недорогим деталям.
Так, мы не стали закладывать в проект разводку электрических кабелей для освещения комнат в двух уровнях, как обычно делаем в домах подороже. Больше того, практически всю осветительную арматуру мы установили одинаковую для всех жилых помещений — недорогую, но отвечающую нормам безопасности и стандартам качества. Исключение сделали лишь для кухни, где над «островком» повесили низковольтные светильники с галогенными лампами.
Для системы отопления установили котёл, работающий на жидком топливе. Отопительные радиаторы во всех помещениях также одинаковые — плинтусного типа, которые достаточно хорошо вписываются в интерьер любого помещения, если правильно установлены и аккуратно закрыты. Вода для бытовых нужд нагревается в бойлере, который получает тепло от того же отопительного котла.
Консольная лестница ведёт в кабинет на верхнем этаже. Изящные дубовые ступени без подступенков и «прозрачные» перила не мешают свету проходить через пролёты лестницы. Фото по стрелке F на плане..
Подход к выбору водопроводной арматуры был таким же, как и к выбору электрооборудования. Всем известно, что краны или раковины могут отличаться по стоимости в десятки раз, но горячую и холодную воду они выдают приблизительно одинаково, а более дешёвые не обязательно смотрятся или выполняют свои функции хуже дорогих.
Резюме
Подводя итог анализу этого проекта, надо заметить, что стеснённость в средствах — это не грех и не порок. А искусство архитектора как раз и состоит в том, чтобы выбрать соответствующие материалы и рациональные решения, позволяющие реализовать практически любой проект даже в условиях жёсткой экономии.
Благодаря развитию современных строительных технологий, домостроительный бизнес стал в чём-то подобен автомобильному, где вы начинаете с выбора базовой модели автомобиля, а затем добавляете к нему различные аксессуары, пока не превысите имеющийся в вашем распоряжении бюджет.
Отличие лишь в том, что в домостроении все материалы и комплектующие детали создаются различными фирмами и компаниями, никак не связанными друг с другом. Поэтому профессиональная работа архитектора обычно превращается в попытку соединить их вместе в нечто единообразное и цельное, не забывая при этом о пожеланиях и требованиях заказчика, а также о том, что хорошего дома, перегруженного излишествами, не бывает.
Дж. Эстес
«ДОМ» 4/2014